philtrius (philtrius) wrote in ru_reakcioner,
philtrius
philtrius
ru_reakcioner

Длинный путь ссылокъ, по которымъ я наткнулся на этотъ текстъ, повторять не буду. А вотъ отвѣтить на него надо — ужъ больно хорошо и послѣдовательно сформулированъ здѣсь соотвѣтствующiй комплексъ взглядовъ. Я на всякiй случай, кромѣ ссылки, для удобства — съ орѳографическими измѣненiями и цензурой, которая затронула одно слово, въ моихъ репликахъ непрiемлемое, — воспроизвожу текстъ цѣликомъ. При этомъ сразу оговорюсь, что я цѣню совѣтское образованiе высоко, писалъ о немъ неоднократно и еще разъ напишу ниже.


http://lex-kravetski.livejournal.com/113922.html
Про образованiе

Нѣкоторые граждане грезятъ «прогрессивными способами обученiя». Суть этихъ способовъ состоитъ въ томъ, чтобы не тратить время на разную ерунду вродѣ исторiи и математики, а учить дѣтей въ школѣ преимущественно соцiальнымъ навыкамъ. Остальное, по мнѣнiю приверженцевъ прогрессивныхъ способовъ, желающiе освоятъ сами. Ну и въ институтѣ аналогично — учить спецiальности и ничему больше.
Однако въ такихъ идеяхъ, несмотря на ихъ кажущуюся логичность, сокрытъ подвохъ недѣтскихъ размѣровъ.
Школа даетъ (точнѣе, теперь уже правильно говорить «должна давать»), не знанiя какъ таковыя, а цѣнные навыки. Въ частности, навыкъ видѣть связь между явленiями, навыкъ разыскивать информацiю, навыкъ ее анализировать и оцѣнивать ея правдоподобность. Для развитiя сихъ цѣнныхъ навыковъ изложенiе темъ въ стилѣ «какъ правильно заплатить въ магазинѣ» совершенно не подходитъ. И прочiе «соцiальные навыки» тоже.
Зато очень хорошо подходятъ физика, математика, исторiя, литература и все такое прочее. Понятное дѣло, дѣтямъ все это нафигъ не сдалось. Какъ имъ кажется. И не менѣе понятное дѣло, потомъ всѣ детали забываются. Только вотъ цѣнные навыки остаются. И именно эти навыки дѣлаютъ человѣка человѣкомъ, а не просто говорящимъ (съ трудомъ) орудiемъ. Оттуда и радикальная разница въ способахъ мышленiя между поколѣнiемъ, выросшимъ при совѣтской власти, и нынѣшнимъ. Когда мнѣ было лѣтъ пять, ни одинъ дебилъ съ хулиганскими наклонностями пятилѣтняго же возраста не отвѣтилъ бы на вопросъ «Кто такой Ленинъ?»: «это — памятникъ». Даже если бы дѣйствительно не зналъ, кто такой Ленинъ. Потому что дѣтей съ самаго ранняго возраста учили думать, а не дрессировали въ нихъ рефлексы. «Ленинъ — памятникъ» — это явная демонстрацiя не только вопiющей безграмотности, но и интеллектуальной недоразвитости въ цѣломъ.
Какъ совершенно правильно говорилъ нашъ деканъ: «образованiе — это то, что остается, когда человѣкъ забываетъ все, чему его учили». Не все это понимаютъ будучи въ школѣ. Не все понимаютъ даже по окончанiи института. Многимъ такъ всю жизнь и кажется, что цѣлью уроковъ математики было заставить ихъ запомнить, насколько быстрѣе первый землекопъ копаетъ, чѣмъ второй. Однако государство такiя вещи понимать должно. Ибо безъ означеннаго образованiя съ конвейера сходятъ не люди, а простѣйшiе механизмы. Съ которыми очень легко играть въ разводку лоховъ. Но тутъ уже все отъ государства зависитъ — кому что.
Коварная совѣтская власть, какъ известно, мучила детей ненужными знанiями. Зато эти дети вырастали въ осмысленныхъ людей. Нынѣшняя власть отъ ненужныхъ знанiй освободила, поэтому функцiи подобразовавшихся (то бишь, получившихъ дипломъ) сводятся къ «приказали — исполнилъ — получилъ денегъ — пожралъ — поспалъ». Такiе люди для власти совершенно безопасны, но страна съ такими гражданами очень быстро повторяетъ судьбу Римской имперiи и прочихъ павшихъ государствъ.
Потому что абсолютно все въ такихъ государствахъ выхолащивается и теряетъ смыслъ. Зачѣмъ творить, изслѣдовать, изобрѣтать, зачемъ любить Родину, заботиться объ окружающихъ — надо заколачивать бабло и наслаждаться результатомъ. Все кажется зашибись логичнымъ. Когда связи между явленiями не видишь. Творчество — это развлеченiе: про роль творчества въ формированiи морали знаетъ вѣдь только тотъ, кто съ примерами творчества былъ ознакомленъ. Любовь къ Родинѣ — абстракцiя: вѣдь чтобы понять суровый прагматизмъ и неабстрактность сего, надо знать исторiю и понимать философiю. Физика — для ботановъ: а потомъ вся страна свѣряется съ гороскопами и лѣчится у телеэкстрасенсов. Въ результатѣ нѣсколько новыхъ поколѣнiй еще держатся за счетъ инерцiи, заданной предыдущими поколѣнiями, а потомъ все летитъ въ тартарары. Фигли жъ — у соседей и оружiе покруче и солдаты готовы за Родину сражаться.
Смѣшно слушать разсужденiя про то, какъ «совѣтская власть всѣхъ людей считала винтиками». О да, на уровнѣ пониманiя опробовавшихъ на себѣ прогрессивные методы такъ и было. Вѣдь чтобы понять отдельную фразу, надо обладать навыкомъ пониманiя. А фраза, кстати, была такая:

Я бы хотелъ выпить за здоровье людей, у которыхъ чиновъ мало и званiе незавидное. За людей, которыхъ считаютъ «винтиками» великаго государственнаго механизма, но безъ которыхъ всѣ мы — маршалы и командующiе фронтами и армiями, говоря грубо, ни черта не стоимъ. Какой-либо «винтикъ» разладился — и кончено.

Товарищъ Сталинъ обучался не прогрессивно, поэтому суть вещей понималъ. Будущее и настоящее, какъ слѣдуетъ изъ его словъ, творится совместными усилiями, даже если они малозамѣтны. И каждый «винтикъ» въ системѣ жизненно важенъ. Потомъ понимать такiя вещи граждане разучились и построили Аквапаркъ. Во время строительства все было не какъ у Сталина, тамъ винтики были не важны. И колонны тоже.
Чего тамъ мудрить, желающiе же сами разберутся. Пусть съ колоннами разбираются те, кто ихъ строитъ. Тѣмъ, кто строитъ крышу, это не важно. И архитектору тоже не важно — его дело планъ набросать.
Иронiя момента заключается въ томъ, что признанная тоталитарной совѣтская власть въ области образованiя дѣйствовала совсемъ даже не по-тоталитарному. Ей было не все равно, какое тамъ образованiе у «винтиковъ». «Винтиковъ» жестоко загоняли въ школы, склоняли къ бесплатному высшему и даже по окончанiи института не отставали — все норовили въ какой-нибудь кружокъ привлечь, хобби какое-нибудь развить, еще совершенно ненужнаго образованiя добавить.
Зато при наступившей после совѣтской власти свободѣ съ умомъ наконец-то начали бороться. Убрали нафигъ всѣ образовательныя программы изъ телевизора, закрыли всѣ заумные журналы, всѣ кружки сделали нехило платными. Но этого же мало, блинъ, еще школа, зараза такая, чему-то учить осмѣливается. Физикѣ тамъ разной, химiи. Исторiи, что особо страшно. Не, ребятъ, такъ не пойдетъ. Такъ, глядишь, человѣкъ читать привыкнетъ, а новости смотрѣть наоборотъ перестанетъ. Тяга къ знанiямъ, она, сцуко, опасная. Меньше знаешь — крѣпче спишь.
Из-за этихъ вашихъ физикъ мировоззрѣнiе, не дай Богъ, сформироваться можетъ. Люди, не дай Богъ, начнутъ первоисточники читать. Не дай богъ, провѣрять мега-теорiи нашихъ мега-экономистовъ полезутъ. И все. Кранты всему. Всему, что нажито непосильнымъ трудомъ. Чужимъ трудомъ, тѣмъ болѣе.
Не надо такого. Пусть гарантированные кранты, но завтра. Когда либералы уже упаковать чемоданы и свалить успѣютъ. А пока пусть дѣтишки поучатся соцiальнымъ навыкамъ — какъ взятку правильно дать, какъ телевизоръ настроить, какъ шнурки завязывать. Они же — свободные люди. Если кто изъ дѣтей догадается, что физика вообще есть, никто ведь не запретитъ ему ее учить, правильно? А остальнымъ не надо.
Это при коммунистахъ люди – жизненно важные «винтики» въ исправно работающемъ на благо «винтиковъ» механизмѣ. При свободѣ не такъ. При свободѣ люди — мозговой… примитивиста съ абстракцiонистскимъ уклономъ. Сложиться воедино на благо общей цѣли для нихъ возможнымъ не представляется. У кого деньги есть, напильничкомъ ихъ подъ себя заточитъ и будетъ дивиденды собирать. До поры до времени. Пока сосѣдская армiя не нагрянетъ.
Конецъ цитаты.
***
Первое, что имѣетъ смыслъ сдѣлать, — посмотрѣть, насколько описанная здѣсь симптоматика соотвѣтствуетъ дѣйствительности. И съ этимъ сразу же возникаютъ проблемы.
Тѣ, кто засталъ перестроечную эпоху въ сознательномъ возрастѣ, прекрасно помнятъ, какимъ бѣшенымъ успѣхомъ пользовались «телеэкстрасенсы» Чумакъ и Кашпировскiй. И пользовались среди людей, получившихъ именно совѣтское образованiе. Сейчасъ — не смотрю, слава Богу, телевизоръ, но, кажется, не буду далекъ отъ истины, если буду утверждать двѣ вещи: 1) такихъ программъ и фигуръ тамъ нѣтъ и 2) даже если онѣ и были бы, столь широкой популярностью у молодаго поколѣнiя онѣ не пользовались бы. Причина проста: совѣтское образованiе, рацiоналистическое и механистическое по своей идеологiи, просто никакъ не отвѣчало нѣкоторымъ потребностямъ человѣческой души — оно не вѣрило въ ихъ существованiе. Уставшая отъ рацiонализма атеистическая масса, какъ и должно было произойти, заполнила вакуумъ при первой возможности «мистикой» самаго дурнаго пошиба.
Не было «цѣннаго навыка поиска информацiи» и «цѣннаго навыка видѣнiя взаимосвязи между явленiями» и въ электоральномъ поведенiи совѣтскаго народа. Въ частности, никакъ не демонстрировалась способность понимать такую вещь, какъ временнáя дистанцiя между причиной и слѣдствiемъ. Не допускающiй интерактивности телевизоръ — любимое времяпрепровожденiе пожилыхъ людей, воспитанныхъ по-совѣтски, въ то время какъ среди молодежи достаточно много людей его не смотритъ и предпочитаетъ, скажемъ, интернетъ. Мой личный опытъ общенiя не подтверждаетъ версiи объ интеллектуальныхъ преимуществахъ — и, въ частности, касательно данныхъ навыковъ, — поколѣнiй, воспитанныхъ въ СССР. Относительно же тѣхъ людей, которыхъ lex_kravetski обвиняетъ въ развалѣ образованiя въ странѣ, то при всѣхъ различiяхъ у нихъ есть одно общее — они получили то самое совѣтское образованiе. Здѣсь есть двѣ возможности. Либо упомянутые «цѣнные навыки» такъ и не стали ихъ достоянiемъ (что не помѣшало имъ пробиться въ элиту), либо то, что они дѣлаютъ, — сознательное преступленiе. Съ точки зрѣнiя логики автору слѣдовало бы отстаивать второй варiантъ: онъ перечеркивалъ бы нравственно-воспитательную роль совѣтской школы, но не разрушалъ бы оцѣнку механизма умственнаго воспитанiя. Поскольку логически эта версiя — по крайней мѣрѣ съ моей точки зрѣнiя — неуязвима, я могу противопоставить ей лишь свое вúдѣнiе данной проблемы. Но передъ этимъ — еще одна реплика.
Авторъ пишеть: «Въ результатѣ нѣсколько новыхъ поколѣнiй еще держатся за счетъ инерцiи…».
Нѣсколько — это сколько? Можно было бы сказать, напр., «одно-два». Полагаю, имѣлось въ виду не меньше трехъ. Если мы отсчитаемъ отъ точки распада СССР, это приведетъ насъ въ Россiйскую Имперiю. Ее инерцiей, стало быть, и держались. Что и требовалось доказать. Авторъ этого не имѣлъ въ виду, но, учитывая хронологическое смѣщенiе (онъ приписываетъ постсовѣтской эпохѣ то, что вызрѣвало въ нѣдрахъ совѣтской), эту поправку сдѣлать придется.
***
Еще одна цитата.
«Школа даетъ (точнѣе, теперь уже правильно говорить „должна давать“), не знанiя какъ таковыя, а цѣнные навыки. Въ частности, навыкъ видѣть связь между явленiями, навыкъ разыскивать информацiю, навыкъ ее анализировать и оцѣнивать ея правдоподобность».
Я долго и безуспѣшно напрягалъ свою память — какимъ образомъ меня учили видѣть связь между явленiями и искать информацiю. Напримѣръ, передъ нами такой мощный инструментъ, какъ красивая геометрическая задача. Если информацiи для ея рѣшенiя недостаточно, она окажется нерѣшенной, и, кромѣ какъ въ «дано», искать ея негдѣ. А что и съ чѣмъ тутъ связано? и какъ искать эти связи?
***
Если бы авторъ сказалъ, что совѣтское образованiе строилось на способности и умѣнiи рѣшать сложныя задачи, онъ былъ бы совершенно правъ. Но эту весьма сильную сторону совѣтской школы онъ упускаетъ изъ вида.
***
Если имѣются въ виду гуманитарныя области, т. е. марксистская дiалектика, то она 1) выстраиваетъ ложныя связи между явленiями и 2) въ преподаванiи заставляетъ прятать информацiю, а отнюдь не «искать» ее.
Съ удивительной точностью, описывая достоинства совѣтской школы, авторъ затронулъ двѣ ея болячки. Первую (т. е. совершенное неумѣнiе видѣть связь между явленiями разныхъ предметныхъ областей) пытались преодолѣть на путяхъ межпредметной интеграцiи. Сдѣлано ли въ этой области что путное, мнѣ неизвѣстно. Вторую (т. е. неспособность самостоятельно заниматься поискомъ информацiи) — т. н. «проектной» дѣятельностью. Здѣсь ситуацiя извѣстна мнѣ лучше, и въ послѣднее время наряду съ громаднымъ объемомъ туфты сдѣлано и немало цѣннаго.
Продолженiе слѣдуетъ.
Subscribe

  • (no subject)

    Очень важная запись о соцiологiи образованiя въ РИ. Скачать книгу, о которой идетъ рѣчь, можно здѣсь. Объективная рецензiя — здѣсь.…

  • Слуга царю...

    Удалось определить на фото богородского уездного исправника, князя Вадбольского. Николай Владимирович (1876-п.1917) - представитель…

  • Пора вспоминать

    Господа реакционеры и сочувствующие! 11 ноября 2008 года исполняется 90 лет с момента окончания Первой Мировой войны. В России ее почти не помнят.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments